Версия для слабовидящих

Ленинградское областное государственное бюджетное учреждение

Поиск по сайту

Проект по профориентации детей-инвалидов «Профессиональная траектория развития»

Презентация "Проект по профориентации детей-инвалидов «Профессиональная траектория развития"

Ссылка фильм :https://vk.com/video/@tredi?z=video-24880085_456239075%2Fclub24880085%2Fpl_-24880085_-2

Наименование

Проект по профориентации детей-инвалидов «Профессиональная траектория развития»

География реализации практики

Тихвинский муниципальный район Ленинградской области

Целевые группы

Дети-инвалиды  от 3 до 18 лет и их семьи.

Проблемы и потребности целевых групп, решаемые в ходе применения практики

В Российской Федерации, как и во всем мире, детство признается важным этапом в жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них социально ценных качеств. Это касается всех детей, независимо от состояния их здоровья. Основной закон о детях – «О гарантиях прав ребенка» утверждает, что политика государства в отношении детей является приоритетной. Утверждается равно внимательное отношение государства ко всем его детям. Но на практике использование детьми инвалидами равных прав со сверстниками представляет серьезную проблему.

Обычно такие дети не имеют возможности полноценного социального развития, поскольку их контакты с окружающим миром крайне ограничены. Успех интеграции в значительной степени зависит от социально-бытовой компетентности человека, его способности самостоятельно организовывать свой быт. Подготовка каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни является главной задачей.

У детей-инвалидов практически не происходит спонтанного усвоения общественного опыта в силу низкого интереса к окружающему. Многие из них не приспособлены к жизни вследствие заболевания и ограниченности круга общения.

Дети-инвалиды не в состоянии самостоятельно выделять и осваивать образцы решения социальных и бытовых задач.

Трудовая подготовка очень значима для детей-инвалидов. Это обусловлено гораздо меньшими возможностями самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, получаемую из окружающей среды, т.е. меньшей, чем в норме, сформированность различных сторон их познавательной деятельности. Определённое значение также имеет сниженная активность детей, узкий круг их интересов, а также своеобразные проявления эмоционально-волевой сферы.

Для этого проводится работа по обеспечению детей с инвалидностью услугами ранней помощи, доступным образованием, которые направлены на абилитацию, социальную адаптацию и включение подростков с инвалидностью в активную жизнь общества, в том числе трудовую. Практика показывает, что люди с инвалидностью могут быть активны и продуктивны, но для этого необходимо создать определенные условия. Доступность среды, как инфраструктурной, так и социальной. Одна из основных целей социальной помощи «особым» детям состоит именно в преодолении их зависимости от других людей и активизации собственных внутренних ресурсов.

Цель практики

Социальная интеграция детей-инвалидов посредством вовлечения их в профессионально-трудовую деятельность, выработка мотивации на трудоустройство и оказание содействия в самозанятости.

Задачи

1.    Формирование у детей-инвалидов и подростков с ограниченными возможностями социальных навыков путем организации и проведения мероприятий по социально-бытовой адаптации и допрофессиональной подготовке и занятости.

2.    Оказание помощи детям-инвалидам в профессиональном самоопределении и правильном использовании своих трудовых способностей с учётом их склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка.

3.    Организация временного трудоустройства подростков-инвалидов от 14 од 18 лет с целью их вовлечения в общественно-полезную деятельность.

Краткое описание практики

Практика состоит из 6 блоков:

1 блок – «Тренировочная квартира».

Цель - создание условий для подготовки к состоятельной жизни, оптимального развития и социальной адаптации детей-инвалидов. Данный блок включает работу по 4 направлениям – «Личная гигиена», «Одежда и обувь», «Питание», «Жилище».

Важно научить ребенка-инвалида, не только пользоваться предметами домашнего обихода, владеть различными действиями с ними, но и овладеть навыками самообслуживания, личной гигиены, ухода за одеждой, самостоятельного приготовления и пр.

2 блок – «Профориентация и допрофессиональная подготовка детей и подростков с ограниченными возможности».

Цель - оказание помощи детям-инвалидам в профессиональном самоопределении и правильном использовании своих трудовых способностей с учетом их склонностей, интересов, возможностей и потребностей рынка.

Основные направления работы:

·         Профориентационная диагностика – выявление индивидуальных особенностей, интересов, склонностей к определенным профессиям, определение возможного спектра будущих профессий;

·         Организация и проведение психологических тренингов - формирование способности к самоориентации, адекватности выбора профессии;

·         «Компьютерный класс» - расширение и углубление знаний использования персональных компьютеров для решения практических задач, а также формирование определенных навыков и умений в работе с прикладными программными средствами на уровне пользователя;

·         «Студия фотографии» - повышение интереса к фотографии, получение знаний в области информационных технологий и практических навыков работы с графической информацией;

·         Экологический клуб «Мой дом – Ленинградская область» - формирование экологической культуры и умения взаимодействовать с природой родного края, знаний, трудовых умений и навыков, в области декоративного цветоводства (гарденотерапия);  

·         «Глинопластика и тестопластика» - обучение азам лепки, доступными изобразительными приемами для возможности дальнейшего профессионального самоопределения;

·         «Ручной труд» - освоение простых технологических операций, создание условий для возможности при достижении возраста 18 лет применить свои навыки и быть полезным в обществе,

·         «Мини-кухня» - обучение самообслуживанию, самостоятельной работе на кухне;

·         Финансовая грамотность – формирование финансовой грамотности и воспитание финансовой культуры, навыков построения личного финансового плана;

·         Клуб «Рукодельница» - последовательное приближение к овладению элементарными группами навыков самообслуживающего труда, формирование бытовой ориентировки;

·         Экскурсии в профессиональные учебные заведения - ознакомление с местными учреждениями возможного продолжения образования после школы, изучение особенностей их образовательных программ, условий приема;

·         Экскурсии на предприятия города - расширение знаний о предприятиях города, различных профессиях и требованиях, предъявляемых к работнику.

3 блок - Организация временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, имеющих инвалидность, в свободное от учебы время на территории Ленинградской области в рамках государственной программы Ленинградской области «Содействие занятости населения Ленинградской области".

Цель – вовлечение детей-инвалидов в общественно-полезную деятельность.

В рамках соглашения с Тихвинским филиалом ГКУ «Центр занятости населения» с подростками заключаются трудовые договора. Работа по социально-трудовой реабилитации и привитию трудовых навыков осуществляется в хозяйственно-бытовом и творческом труде. Перечень работ составляется с учетом индивидуальных рекомендаций, медицинских ограничений и требований безопасности по охране труда.

4 блок - Профессиональные пробы.

Цель – побудить детей-инвалидов к деятельности, к достижению поставленных целей, осознание себя в качестве субъекта трудовой и профессиональной деятельности.

Подростки проходят на базе Центра производственную практику в рамках обучения в средних специальных учебных учреждениях.

Направления профессиональных проб:

·         Дворник,

·         Озеленитель,

·         Уборщик помещений,

·         Помощник повара.

Участие в региональном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс».

5 блок – профессиональное самоопределение. 

Цель - Оказание содействия в поступлении в Мультицентр социальной и трудовой интеграции, в средние специальные учебные заведения Тихвинского и Бокситогорского районов Ленинградской области;

Направления работы:

·         Участие в Ярмарке вакансий г. Тихвин Ленинградской области,

·         Встреча со специалистами Тихвинского филиала ГКУ «Центр занятости населения»,

·         Посещение дней открытых дверей в учебных заведениях Тихвинского района

6 блок – Проект по трудоустройству молодых инвалидов «Равный среди равных»

Цель - социальная интеграция инвалидов молодого возраста посредством вовлечения их в профессионально-трудовую деятельность, выработка мотивации на трудоустройство и оказание содействия в самозанятости.

На базе Центра создаются рабочие места для молодых инвалидов, получивших образование (помощник делопроизводителя, уборщик служебных помещений, помощник повара).

Ссылка на Интернет ресурсы: https://vk.com/tredi, http://tkcson.ru/

Социальные результаты

1. Количественные показатели

·         Охват целевой группы – количество детей, прошедших курс занятий: 2019 г. – 258, 2020 г. – 237, 2021г. – 226;

·         Организация временных рабочих мест в свободное от учебы время: 2019 г. – 9, 2020 г. - 12, 2021г. – 10, 2022 г. – 7;

·         Поступили в средние специальные учебные заведения – 2019 г. – 30 человек, 2020 г. – 32, 2021 г. – 35;

·         Проведено профориентационных экскурсий (в т.ч. виртуальных): 2019 г. – 41, 2020 г. – 45, 2021 г. – 51;

·         Проведено консультаций для родителей по вопросам профориентации детей-инвалидов 2019 г. – 113, 2020 г. – 127, 2021г. – 134;

·         Участие в региональном чемпионате конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью «Абилимпикс»: 2019 г. – 6 человек, 2020 г. – 6, 2021 г. – 7, 2022 г.- 6;

·         Он-лайн консультирование: 2019 г. – 57 консультаций, 2020 г. – 63, 2021 г. – 74;

·         Организована работа Выездной профориентационной бригады с целью определения типа профессии наиболее соответствующего личностным качествам: 2019 г. – 10 выездов (диагностика 40 детей), 2020 г. – 10 выездов (44 ребенка), 2021 г. – 7 выездов (31 ребенок).

2. Качественные показатели

·         Совершенствование алгоритма межведомственного взаимодействия в системе профориентации и допрофессиональной подготовки (подписаны соглашения о сотрудничестве со средними специальными учебными заведениями Тихвинского и Бокситогорского района Ленинградской области, Тихвинским филиалом ГКУ «Центр занятости населения Ленинградской области»);

·         Повышение профессиональной компетенции специалистов, осуществляющих работу по профориентации;

·         Обобщение и распространение инновационных технологий профориентации и допрофессиональной подготовки, проведение семинаров, вебинаров, круглых столов;

·         Сформирован эффективный механизм профориентационной работы с детьми-инвалидами для самоопределения профессиональной траектории развития;

·         Организовано модульное пространство в форме учебных площадок для формирования у детей-инвалидов социально-бытовых, пространственных и коммуникативных навыков;

·         Обеспечение работы с семьями. Формирование и поддержка групп родительской взаимопомощи, воспитывающих детей-инвалидов;

·         Привлечение общественных организаций и предприятий города для проведения профориентационных экскурсий, в т.ч. виртуальных;

·         Разработаны алгоритмы самостоятельной деятельности детей-инвалидов в соответствии с возрастными и нозологическими особенностями;

·         Разработаны методические кейсы для профориентационной работы;

·         100% удовлетворенность родителей качеством предоставленных профориентационных услуг;

·         Создание социальной рекламы Центра «Профессиональный мир без границ»;

·         В 2019 г. в рамках реализации экологического клуба «Мой дом – Ленинградская область», Центр награжден Почетной грамотой Комитета по социальной защите населения Ленинградской области за 1 место в конкурсе по благоустройству в номинации «Лучшее государственно учреждение социального обслуживания Ленинградской области по цветочному оформлению территории».

Этапы внедрения практики

Этапы реализации проекта

Первый этап – подготовительный

Основные задачи:

·         Изучение нормативно - правовой базы, методических рекомендаций, опыта.

·         Выявление востребованности услуги по оказанию помощи детям-инвалидам в профессиональном самоопределении.

·         Формирование рабочей группы с учётом специфики практики.

·         Определение социальных партнёров. Заключение договоров.

·         Создание банка востребованных цифровых систем.

·         Создание условий для повышения квалификации специалистов, задействованных в работе Центра.

·         Создание социальной рекламы Центра.

Второй этап – основной

Основные задачи этапа

·         Проверить функциональность сформированной нормативно-правовой базы Центра.

·         Апробировать технологии, способствующие самоопределению детей-инвалидов в выборе конкретной профессии.

·         Организовать системное взаимодействие с использованием различных форматов, технологий с детьми-инвалидами и их родителями.

·         Апробировать оптимальный набор диагностических процедур.

·         Выявить проблемные поля в профориентации у детей-инвалидов.

·         Скорректировать формат взаимодействия с участниками проекта.

·         Адаптация знаний специалистов к реальным запросам участников проекта.

Третий этап – заключительный

Основные задачи этапа:

·         Мониторинг результатов реализации практики и определение перспектив дальнейшего осуществление профориентационной работы с детьми-инвалидами.

·         Обобщение и распространение положительного опыта.

·         Участие в выставках-форумах Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Презентация результатов реализации практики, продуктов инновационной деятельности.

Механизмы контроля качества услуг:

·         актуальность планирования и своевременность согласования мероприятий относительно развития практики; разработка программы долгосрочных стратегий обеспечения формирования условий доступности для инвалидов;

·         гибкость и адаптируемость практики к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области.;

·         применение правовых методов влияния (совокупность нормативных правовых актов федерального, регионального и местного уровней), способствующих решению задач практики;

·         определение организационной структуры управления реализацией практики (состав, функции и согласованность звеньев всех уровней управления);

·         взаимосвязь планирования, реализации, мониторинга, уточнения и корректировки практики;

·         принятие управленческих решений в рамках реализации практики осуществляется с учетом информации, поступающей от участников практики;

·         формирование и использование современной системы контроля на всех стадиях реализации практики.

Мониторинг результатов.

Основные показатели определения результатов практики:

·         наличие программ по профориентации;

·         количество учреждений-партнеров, участвующих в реализации практики;

·         количество профориентационных мероприятий;

·         количество участников профориентационных мероприятий;

·         количество специалистов, прошедших курсы повышения квалификации.

Социальная значимость

·         Данный комплекс мероприятий способствует накоплению ребенком собственного уникального опыта непосредственного взаимодействия с бытовыми предметами, достижению максимального для него уровня самостоятельности и контроль результатов, и появлению навыков, применяемых в повседневной жизни;

·         Социализация и интеграция подростка-инвалида в современное общество;

·         Расширение социальных связей детей и подростков-инвалидов, преодоление изолированности;

·         Самоопределение подростков, помощь в получении профессии и трудоустройстве;

·         Сформированность у детей и подростков с ограниченными возможностями представлений о профессиях;

·         Осознанный выбор будущей профессии;

·         Получение детьми знаний о специфике современного рынка труда;

·         Снижен случайный выбор будущей профессии у детей-инвалидов;

·         Повышен уровень готовности детей-инвалидов для поступления в организации профессионального образования на основе осмысленного анализа с учетом особенностей и возможностей;

·         Сформированность у детей адекватных представлений о себе и своем профессиональном соответствии;

·         Наличие у детей обоснованной траектории профессионального развития. Обоснованность профессионального выбора считается одним из основных критериев эффективности профориентационной работы.

Ресурсное обеспечение практики

Методические ресурсы:

·         Положение об организации работы трудовой бригады для детей-инвалидов и несовершеннолетних граждан на базе Ленинградского областного государственного бюджетного учреждения «Тихвинский комплексный центр социального обслуживания населения»;

·         Методическое пособие «Профориентация и допрофессиональная подготовка детей и подростков с ограниченными возможности»;

·         Программа коррекционно-развивающих занятий по изобразительной деятельности по изобразительной деятельности и нетрадиционным техникам рисования;

·         Рабочие программы по профориентационным курсам;

·         Программа компьютерной обработки блока психологических тестов «Профи-1», «Профи – 2».

Цифровые ресурсы:

·         http://www.profvibor.ru/

·         https://moeobrazovanie.ru/gotovije_uroki_po_proforientatsii.html

·         https://proforientator.ru/tests/

Кадровые ресурсы:

·         инструктор по труду – 3 ставки,

·         педагог-психолог – 3 ставки,

·         педагог-организатор – 2 ставки,

·         социальный педагог – 3 ставки,

·         специалист по социальной работе – 2 ставки,

·         специалист по реабилитации инвалидов – 1,25 ставки

Материальные ресурсы

Модульные учебные площадки – оборудование:

·         магазин – игровой уголок, товары, кассовый аппарат, денежные банкноты;

·         аптека – макеты лекарственных препаратов, игровой уголок,

·         почта – кассовый аппарат, почтовые коробки, почтовые марки, телеграммы, открытки,

·         больница – фонендоскоп, ростомерт, весы, грелки, бинты, медицинский костюм, градусники, массажная кушетка, облучатель ультрафиолетовый,

·         кафе – посуда, игровой уголок, игрушечные сладости, продукты,  

·         театр – уголок ряженья, игрушки, маски, костюмы для театральных постановок, ширмы

·         парикмахерская – фен, ножницы, электрическая машинка, игровой уголок, полотенца, плойка, бигуди, лак, спрей, пенка для волос, шампунь,  

·         кухня – электрическая плита, электрическая духовка, комбайн, овощерезка, электрический чайник, тостер, мультиварка, холодильник, столовая посуда, игровой уголок;

·         жилая комната – кухонная зоны, зона отдыха, санитарно-гигиеническая зона, зона для занятий

·         прачечная – стиральная машинка, утюг, отправитель;  

·         уборочный кабинет – паровая швабра, швабры, ведра, пароочиститель;

·         швейная мастерская – швейные машинки, оверлог, утюг, столы для раскройки;

·         компьютерный класс – компьютеры, принтеры, сканер, ламинатор, брошюровщик, камера, фотоаппарат

Организации — партнеры

·         ГАПОУ ЛО «Тихвинский промышленно-технологический техникум им. Е.И. Лебедева», ГБПОУ ЛО «Тихвинский медицинский колледж», ГАПОУ «Борский агропромышленный техникум», Мультицентр социальной и трудовой интеграции - база для проведения профориентационных экскурсий, обучение выпускников Центра;

·         ГБОУ ЛО Тихвинская школа-интернат – межведомственное сотрудничество;

·         ЛРОО «Лепестки добра», ТГО «Всероссийское общество инвалидов» - проведение совместных мероприятий, привлечение общественности к вопросам профориентации детей-инвалидов;  

·         Администрация МО Тихвинский муниципальный район ЛО, Тихвинский филиал ГКУ «Центр занятости населения» - организация временного трудоустройства детей-инвалидов;

·         Газета «Дивья», «Трудовая слава», АНО «Радио Тихвин» - информирование общественности.

Информация

         ПОДДЕРЖКА ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И ИХ СЕМЕЙ

                          Чтобы оценить условия предоставления услуг используйте QR-код или перейдите по ссылке             https://bus.gov.ru/qrcode/rate/351297

 

     

        

Решаем вместе
Есть предложения по улучшению социальной сферы, повышению эффективности служб занятости или другие вопросы?